Около двух недель назад в Минске началась обкатка электробусов, произведенных отечественным предприятием «Белкоммунмаш». Суперконденсаторы для такого транспорта выпускает китайская компания «Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие», которая работает на территории парка «Великий камень».

Напомним, что два электробуса должны были начать обслуживание центральных маршрутов города в декабре 2016 года, а в первом квартале нынешнего года ожидались поставки еще 18 таких машин. Но первые электробусы были переданы в троллейбусный парк №2 только в апреле. По словам замдиректора парка Дениса Чимбура, получено уже четыре электробуса Е433 Vitovt Max Electro, в ближайшее время должны поступить еще 16 единиц.

Водитель Алексей Русаков, который одним из первых оказался за рулем новинки, отмечает, что управлять электробусом даже проще, чем троллейбусом. Он не привязан к проводам, поэтому может объехать любое препятствие. К слову, задержки в пути троллейбусов нередко бывают связаны с припаркованным в первой полосе транспортом.

В кабине электробуса водитель чувствует себя комфортно. При большой вместительности она имеет рольшторы на окнах, гнездо для бутылки с водой, карманы для личных вещей. На монитор, размещенный над лобовым стеклом, выводится изображение с камер на крыше и в салоне. Правда, камер заднего хода и наружного наблюдения здесь нет, а ведь они необходимы для безопасности.

Салон электробуса рассчитан на 150 пассажирских мест, обычный троллейбус с «гармошкой» – на 170. В электробусе 38 сидячих мест, в  троллейбусе – 37. Троллейбусный гул в салоне присутствует, но он тише, ступенек возле дверей нет, но у второй двери имеется трап-пандус для пассажиров с ограниченными возможностями. Окна имеют узкие форточки, в крыше есть люки для обдува, в стенах – система принудительной вентиляции. Конечно, эти меры не могут спасти от жары, но все же приток воздуха здесь будет больше, чем в обычном троллейбусе.

При этом зимой в салоне не будет холодно благодаря установленной системе Webasto. Производитель утверждает, что двух баков солярки по 15 литров хватит на сутки работы машины. В передней части салона имеются две розетки 220 вольт и столько же USB. Соответственно, в пути можно будет зарядить телефон или другой гаджет. Водитель может управлять розетками из кабины, и пока неизвестно, будут ли они работать постоянно либо включаться только по просьбе пассажиров.

В троллейбусном парке и Минтрансе пока не говорят о стоимости одного рейса, потреблении электроэнергии и цене самой машины. Известно только, что электробусы были куплены в лизинг, а их цена выше, чем у обычных троллейбусов. Стоимость зависит и от суперконденсатора, т.е. пути, который может пройти электробус. При этом специалисты подчеркивают, что стоимость проезда в таком транспорте будет аналогичной любому другому.

Многим водителям пришлось открывать категорию «Д», которая требуется для управления новым транспортом. Тестовую эксплуатацию осуществляют представители различных служб, которые отмечают недостатки и составляют отчет за смену. Пока никаких серьезных замечаний получено не было.

В дальнейшем базой для всех электробусов станет троллейбусный парк №2. Здесь уже создана необходимая инфраструктура: организована подготовка водителей, работа зарядной станции, а также подготовлена ремзона с инструментом, в которой машины будут обрабатывать смазками, очистителями тормозов, растворителем ржавчины и прочей автохимией. Обслуживание электробусов не отличается от троллейбусов, поэтому в этом плане никаких проблем не будет.

Что касается зарядных станций, сейчас они установлены в ДС «Серова», на конечной остановке на улице Долгобродской и в троллейбусном парке на Ванеева. На зарядку электробуса уходит 5-8 минут при силе тока в 500 ампер. Денис Чимбур уточняет, что поездки в таком транспорте безопасны для пассажиров, как и сам процесс зарядки.

При полной зарядке электробус сможет проехать 20 км, но в зависимости от количества перевозимых пассажиров это расстояние уменьшается. Такого запаса хода должно хватить на движение по маршруту в одну сторону, за уровнем зарядки будут следить водители с помощью специального прибора, установленного в кабине. Первоначально электробусы планируется пустить по маршруту 59-го и 43-го троллейбусов, впоследствии они должны полностью заменить троллейбусы.